Солнце инсайд/tassie bears coffee
Историко-политическая ситуация Испании начала 11 века
читать дальшеИсторическая ситуация
В первой половине V века большая часть Испании была завоевана вестготами и стала частью образованного ими в 419 году Тулузского королевства со столицей в Тулузе. После завоевания Южной Галлии франками (507-510) у вестготов осталась одна Испания. В 554 году южная часть Испании была захвачена Византией, удерживавшей ее до начала VII века. По мере роста феодальных отношений стирались различия между вестготами и южно-романским населением. Разница оставалась лишь в вероисповедании: вестготы – ариане, а местное население – католики. Но по принятии вестготами католицизма (587 или 589 год) и эта граница стерлась.
Со временем королевская власть стала слабнуть. Фактически государством управляли собрания (кортесы) светских и церковных магнатов.
В это время все большую силу набирал Арабский халифат. В 661 году халифом стал начальник сирийских войск Моавия, основавший династию Омайядов. На востоке он расширил исламские владения до Средней Азии, на севере вел неудачные боевые действия против Константинополя, а на западе граница халифата дошла до Атлантического океана. Арабы смешивались с населением Северной Африки – берберами, получили название – Мавры.
Внутриполитический кризис в Испании достиг пика. В 711 году начальник крепости Сеута - граф Юлиан, враждовавший с королем Родриго, вступил в преступный сговор с маврами, с целью придти к власти на их копьях, чем мавры не замедлили воспользоваться. Естественно, они и так уже были готовы к вторжению, но «раз такая пьянка»… Полководец Тарик переправился через пролив, который получил за это название Гебель-аль-Тарик, или Гибралтар.
Битву при Херес-де-ла-Фронтера вестготы проиграли (не обошлось без измены), Родриго бежал. Больше о нем никто не слышал.
К 718 году арабы захватили большую часть Пиренейского полуострова, за исключением горных северных областей Галисии, Астурии и Босконии. Дальнейший их натиск был ослаблен внутренней борьбой, как политической, так и межнациональной (арабы против берберов). После поражения мавров в 718 году под Ковадонгой (Астурия), в горах возникло Астурийское королевство – ядро будущего Леонского королевства. В 40-х годах восьмого века центры сопротивления образовались так же в горных районах Наварры и Арагонских Пиренеях. Надежда в сердцах испанских христиан зародилась после победы над маврами франкского полководца Карла Мартелла при Пуатье в 732 году.
После длительных внутренних усобиц в 756 году, власть в арабской Испании захватил выходец из рода Омейядов – Абдаррахман. С этого момента Испания стала фактически независимым от Багдадского Халифата Абассидов эмиратом с центром в Кордове. Кстати, с экономической точки зрения, жизнь испанских крестьян от арабского завоевания по началу улучшилась. Львиная доля конфискованной у испанской знати земли была разделена между мавританскими воинами. Крепостные должны были уплачивать собственнику земли от половины до пятой доли урожая. Но халява длилась не долго.
В конце 9 начале 10 веков в южных районах группировки арабской знати попытались «замутить» смуту, но были осажены, сожжены эмиром Абдаррахманом II (912-961). В 929 году он объявил себя халифом, то есть, Кордовский Эмират стал независимым государством и халифатом.
В течение 10 века халифат крутел и процветал. Но к концу века власть халифа ослабла. И в результате смут и интриг в 1010 – 1031 годах распался на множество независимых эмиратов.
На севере Испании в 9-10 веках в ходе постоянной тяжелой борьбы с маврами образовались маленькие государства. На их жизнь и развитие наложило свой отпечаток обостренное религиозное чувство, ибо христианство было синонимом слова «независимость», и борьба за отвоевание полуострова, названная «реконкистой».
Итак, к концу 11 века сложился своеобразный баланс сил: весь север и северо-восток Испании принадлежит христианским государствам, а юг и восток – мавританским эмиратам.
1. Каталония.
В начале 9 века отвоевана франками и вошла в так называемую Готскую (середина 9 века – Испанскую) марку.
10-11 век – образуется 8 мелких графств. К концу 11 века почти все они захвачены графами Барселонскими. Часть перешла в вассалитет Франции.
Основное население – каталонцы.
2. Кастилия.
Название получила благодаря множеству замков. До 10 века подчинена королевству Астурия, затем – Леона. Управлялась графами, которые в 10 веке добились независимости. В 1035 году становится королевством.
3. Наварра.
В 8 веке – графство. Первая половина 9 века – борьба с маврами и франками за независимость. 905 год – граф Санча Гарсия объявил себя королем. В период правления Санчо III Великого (1000 – 1035 год) к Наварре присоединены Арагон, Леон и Кастилия, утраченные после его смерти. Основное население – баски.
4. Леон.
В 924 году Астурийское королевство со столицей в Овьедо (образовано в 718 году) превратилось королевство Леон. Так же как и Кастилия заметно расширила к югу свои границы. Попытки расшириться за счет атлантического побережья (Португалия). На территории королевства одно из самых почитаемых святых мест – Сантьяго де Компостелла.
5. Арагон.
Самое молодое королевство, но подает большие надежды. Возникло лишь в середине 11 века из Арагонского графства. Сначала зависело от Барселоны, потом от Наварры. А теперь уже стремится покомандовать Наваррой и объединиться с Барселоной. Тенденция к расширению на юг.
6. Португальское графство.
Образовано на освобожденных Леоном португальских (в то время Лузитанских) землях в 1050 году. Вассальная зависимость от Леона. Естественное желание расшириться на юг и стать королевством.
К 70-м годам 11 века в Испании существует множество мелких исламских эмиратов. Некоторые из них поглощены своими же соседями. Некоторые – разбиты и их земли вошли в состав христианских королевств.
Альморавиды
(араб. «аль-Мурабитун» - обитатели рибатов (мусульманских укрепленных монастырей))
Берберская династия 11-12 веков.
Государство Альморавидов образовалось в результате распада кордовского халифата и завоевания ими его земель – Марокко, Алжира и Андалузии кочевниками южной Сахары.
Вожди берберского кочевого племени – Санхаджа под лозунгом «очищения ислама» образовали военно-религиозное братство, резиденция которого (Рибат) первоначально находилась на одном из островов южного Сенегала. Руководитель-проповедник Абдаллах-ибн-Ясин. Его преемник – Юсуф-ибн-Ташфин (1061-1106) основал в 1062 году столицу Альморавидов – Маракиш (теперешняя столица Марокко – Маракеш). В 1086 году вторглись в Испанию, куда были приглашены эмиром Севильи как союзники против христиан. Разгромили в битве под аз-Залляка (близ Бадахоса) христианскую армию и покорили всю мавританскую Андалузию, где пришлось вести постоянную войну с христианами во главе с Сидом. Отличаются религиозной нетерпимостью. Правители называют себя «Эмирами Мусульман», и формально признают над собой высшую духовную власть багдадских халифов.
Именно вторжение альморавидов окончательно придало реконкисте религиозный характер. Религиозная ненависть стала двигателем для войны для обеих сторон, в отличие от предыдущего периода.
Политическая интрига в Кастильско-леонском королевстве.
В 1065 году король Фернандо III на смертном одре завещал разделить свое королевство на пять частей – Кастилию – Санчо, Леон - Альфонсо, Галисию – Гарсия, Заморру – Уракке, Торро – Эльвире.
Своим душеприказчиком король назначил Родриго де Бивара – своего альфереса (мажордома).
Сам сеньор Родриго воспитывался вместе со своим новым (теперь) королем Санчо и доньей Ураккой у одного наставника – дона Альфонса Гонсало.
Вскоре король Санчо в нарушение отцовской воли и традиций начинает восстанавливать былое Кастильско-Леонское королевство в его прежних границах. Перед доном Родриго встает дилемма: быть верным клятве, данной своему благодетелю, или быть верным своему нынешнему сеньору, движимому, возможно, и благими помыслами, но совершающему неправый поступок с точки зрения закона наследования. Сеньор де Бивар выбрал второе.
Возглавляя королевскую mesnada (войско, дружину) он добивается присоединения Галисии, а затем и Леона к Кастилии, короли Гарсия и Альфонсо со своими приближенными по очереди бегут в Толедо, где получают покровительство тамошнего мавританского правителя. Донье Эльвире так же пришлось признать власть короля Санчо над городом Тора. Впоследствии ей пришлось обретаться при кастильском дворе в Бургосе, без должного почтительного отношения к своей особе и игнорируемой королем (во всяком случае, как ей казалось), с уязвленной гордостью.
В 1072 году настал черед Заморры. Дон Санчо, став лагерем у стен города, посылает сеньора де Бивара с ультиматумом к своей младшей сестре донье Уракке.
Явившись пред очи своей подруги детства, дон Родриго, мучимый внутренними переживаниями, передает донье Уракке претензии ее амбициозного брата…
Прекрасная донна осыпает его упеками. Напоминает о клятве блюсти завещание покойного отца. И завершает речь отказом сдать город, намереваясь сражаться за свои права до конца.
Эта сцена окончательно «добивает» дона Родриго. Он возвращается в лагерь, передает ответ королю. После чего покидает сеньора и уезжает в Бургос.
(Ученые склоняются к версии трогательной любви между де Биваром и доньей Ураккой, либо, как минимум, ее любви к славному идальго, что объясняет такое развитие действий).
Как нам известно, король Санчо был убит во время осады лже-перебещиком…
Не будем пересказывать эту историю.
А дальше случилось вот что.
Бывший Леонский король Альфонсо, следующий по старшинству, наследует трон Кастилии и заодно возвращает себе Леон. Но восстановить справедливость по отношению к своему брату Гарсии и сестре Эльвире он не спешит. Чем показывает свое большее вероломство по сравнению с Санчо.
Тем самым он вызывает и гнев родственников, и Родриго де Бивара.
Кроме того, по стране ползут слухи о том, кому же все-таки была выгодна смерть короля Санчо. А источник их неизвестен.
Обвиненные в вероломстве жители Заморры вместе доньей Ураккой совершенно оправдали себя на божьем суде, выиграв поединок.
Так что с точки зрения закона и общественного мнения – они не виновны.
Под подозрение подпадает Альфонсо.
И вот перед коронацией нового короля дон Родриго де Бивар – альферес Кастильского короля, блюститель престола и передачи власти, при поддержке клира требует от Альфонсо принести клятву на Святом Писании в своей непричастности к убийству.
Король клятву приносит (с него ведь не убудет), но злобу затаивает.
Конфликт усугубливается тем, что у Альфонсо есть свой альферес, в услугах сеньора Родриго он вроде как уже не нуждается.
Естественно, возникает вражда между ним и королевским альфересом графом Гарсией Ордоньесом.
Король пытается умерить пыл Родриго, женив его на своей племяннице и родной сестре графа Овьедо донье Химене Диас. Но все тщетно.
Обстановка осложняется еще и самостоятельными походами де Бивара на союзные королю мавританские тайфа.
Таков клубок взаимоотношений кастильско-леонской знати.
Дон Гарсия, бывший король Галисии, живет в Толедо, у мавров. Донья Эльвира, дважды вероломно обманутая братьями – при королевском дворе.
Донья Уракка правит Заморрой, не питая к новому королю дружеских чувств.
Новый король ведет сложную интригу с маврами и пытается утихомирить буйного вассала.
Леонская знать во главе с графом Гарсией Одоньесом подкапывается под дона Родриго.
А дон Родриго совершает все новые и новые безумства…
взято с http://www.rushut.ru/index.php?id=7...e=945&lpt=1
читать дальшеИсторическая ситуация
В первой половине V века большая часть Испании была завоевана вестготами и стала частью образованного ими в 419 году Тулузского королевства со столицей в Тулузе. После завоевания Южной Галлии франками (507-510) у вестготов осталась одна Испания. В 554 году южная часть Испании была захвачена Византией, удерживавшей ее до начала VII века. По мере роста феодальных отношений стирались различия между вестготами и южно-романским населением. Разница оставалась лишь в вероисповедании: вестготы – ариане, а местное население – католики. Но по принятии вестготами католицизма (587 или 589 год) и эта граница стерлась.
Со временем королевская власть стала слабнуть. Фактически государством управляли собрания (кортесы) светских и церковных магнатов.
В это время все большую силу набирал Арабский халифат. В 661 году халифом стал начальник сирийских войск Моавия, основавший династию Омайядов. На востоке он расширил исламские владения до Средней Азии, на севере вел неудачные боевые действия против Константинополя, а на западе граница халифата дошла до Атлантического океана. Арабы смешивались с населением Северной Африки – берберами, получили название – Мавры.
Внутриполитический кризис в Испании достиг пика. В 711 году начальник крепости Сеута - граф Юлиан, враждовавший с королем Родриго, вступил в преступный сговор с маврами, с целью придти к власти на их копьях, чем мавры не замедлили воспользоваться. Естественно, они и так уже были готовы к вторжению, но «раз такая пьянка»… Полководец Тарик переправился через пролив, который получил за это название Гебель-аль-Тарик, или Гибралтар.
Битву при Херес-де-ла-Фронтера вестготы проиграли (не обошлось без измены), Родриго бежал. Больше о нем никто не слышал.
К 718 году арабы захватили большую часть Пиренейского полуострова, за исключением горных северных областей Галисии, Астурии и Босконии. Дальнейший их натиск был ослаблен внутренней борьбой, как политической, так и межнациональной (арабы против берберов). После поражения мавров в 718 году под Ковадонгой (Астурия), в горах возникло Астурийское королевство – ядро будущего Леонского королевства. В 40-х годах восьмого века центры сопротивления образовались так же в горных районах Наварры и Арагонских Пиренеях. Надежда в сердцах испанских христиан зародилась после победы над маврами франкского полководца Карла Мартелла при Пуатье в 732 году.
После длительных внутренних усобиц в 756 году, власть в арабской Испании захватил выходец из рода Омейядов – Абдаррахман. С этого момента Испания стала фактически независимым от Багдадского Халифата Абассидов эмиратом с центром в Кордове. Кстати, с экономической точки зрения, жизнь испанских крестьян от арабского завоевания по началу улучшилась. Львиная доля конфискованной у испанской знати земли была разделена между мавританскими воинами. Крепостные должны были уплачивать собственнику земли от половины до пятой доли урожая. Но халява длилась не долго.
В конце 9 начале 10 веков в южных районах группировки арабской знати попытались «замутить» смуту, но были осажены, сожжены эмиром Абдаррахманом II (912-961). В 929 году он объявил себя халифом, то есть, Кордовский Эмират стал независимым государством и халифатом.
В течение 10 века халифат крутел и процветал. Но к концу века власть халифа ослабла. И в результате смут и интриг в 1010 – 1031 годах распался на множество независимых эмиратов.
На севере Испании в 9-10 веках в ходе постоянной тяжелой борьбы с маврами образовались маленькие государства. На их жизнь и развитие наложило свой отпечаток обостренное религиозное чувство, ибо христианство было синонимом слова «независимость», и борьба за отвоевание полуострова, названная «реконкистой».
Итак, к концу 11 века сложился своеобразный баланс сил: весь север и северо-восток Испании принадлежит христианским государствам, а юг и восток – мавританским эмиратам.
1. Каталония.
В начале 9 века отвоевана франками и вошла в так называемую Готскую (середина 9 века – Испанскую) марку.
10-11 век – образуется 8 мелких графств. К концу 11 века почти все они захвачены графами Барселонскими. Часть перешла в вассалитет Франции.
Основное население – каталонцы.
2. Кастилия.
Название получила благодаря множеству замков. До 10 века подчинена королевству Астурия, затем – Леона. Управлялась графами, которые в 10 веке добились независимости. В 1035 году становится королевством.
3. Наварра.
В 8 веке – графство. Первая половина 9 века – борьба с маврами и франками за независимость. 905 год – граф Санча Гарсия объявил себя королем. В период правления Санчо III Великого (1000 – 1035 год) к Наварре присоединены Арагон, Леон и Кастилия, утраченные после его смерти. Основное население – баски.
4. Леон.
В 924 году Астурийское королевство со столицей в Овьедо (образовано в 718 году) превратилось королевство Леон. Так же как и Кастилия заметно расширила к югу свои границы. Попытки расшириться за счет атлантического побережья (Португалия). На территории королевства одно из самых почитаемых святых мест – Сантьяго де Компостелла.
5. Арагон.
Самое молодое королевство, но подает большие надежды. Возникло лишь в середине 11 века из Арагонского графства. Сначала зависело от Барселоны, потом от Наварры. А теперь уже стремится покомандовать Наваррой и объединиться с Барселоной. Тенденция к расширению на юг.
6. Португальское графство.
Образовано на освобожденных Леоном португальских (в то время Лузитанских) землях в 1050 году. Вассальная зависимость от Леона. Естественное желание расшириться на юг и стать королевством.
К 70-м годам 11 века в Испании существует множество мелких исламских эмиратов. Некоторые из них поглощены своими же соседями. Некоторые – разбиты и их земли вошли в состав христианских королевств.
Альморавиды
(араб. «аль-Мурабитун» - обитатели рибатов (мусульманских укрепленных монастырей))
Берберская династия 11-12 веков.
Государство Альморавидов образовалось в результате распада кордовского халифата и завоевания ими его земель – Марокко, Алжира и Андалузии кочевниками южной Сахары.
Вожди берберского кочевого племени – Санхаджа под лозунгом «очищения ислама» образовали военно-религиозное братство, резиденция которого (Рибат) первоначально находилась на одном из островов южного Сенегала. Руководитель-проповедник Абдаллах-ибн-Ясин. Его преемник – Юсуф-ибн-Ташфин (1061-1106) основал в 1062 году столицу Альморавидов – Маракиш (теперешняя столица Марокко – Маракеш). В 1086 году вторглись в Испанию, куда были приглашены эмиром Севильи как союзники против христиан. Разгромили в битве под аз-Залляка (близ Бадахоса) христианскую армию и покорили всю мавританскую Андалузию, где пришлось вести постоянную войну с христианами во главе с Сидом. Отличаются религиозной нетерпимостью. Правители называют себя «Эмирами Мусульман», и формально признают над собой высшую духовную власть багдадских халифов.
Именно вторжение альморавидов окончательно придало реконкисте религиозный характер. Религиозная ненависть стала двигателем для войны для обеих сторон, в отличие от предыдущего периода.
Политическая интрига в Кастильско-леонском королевстве.
В 1065 году король Фернандо III на смертном одре завещал разделить свое королевство на пять частей – Кастилию – Санчо, Леон - Альфонсо, Галисию – Гарсия, Заморру – Уракке, Торро – Эльвире.
Своим душеприказчиком король назначил Родриго де Бивара – своего альфереса (мажордома).
Сам сеньор Родриго воспитывался вместе со своим новым (теперь) королем Санчо и доньей Ураккой у одного наставника – дона Альфонса Гонсало.
Вскоре король Санчо в нарушение отцовской воли и традиций начинает восстанавливать былое Кастильско-Леонское королевство в его прежних границах. Перед доном Родриго встает дилемма: быть верным клятве, данной своему благодетелю, или быть верным своему нынешнему сеньору, движимому, возможно, и благими помыслами, но совершающему неправый поступок с точки зрения закона наследования. Сеньор де Бивар выбрал второе.
Возглавляя королевскую mesnada (войско, дружину) он добивается присоединения Галисии, а затем и Леона к Кастилии, короли Гарсия и Альфонсо со своими приближенными по очереди бегут в Толедо, где получают покровительство тамошнего мавританского правителя. Донье Эльвире так же пришлось признать власть короля Санчо над городом Тора. Впоследствии ей пришлось обретаться при кастильском дворе в Бургосе, без должного почтительного отношения к своей особе и игнорируемой королем (во всяком случае, как ей казалось), с уязвленной гордостью.
В 1072 году настал черед Заморры. Дон Санчо, став лагерем у стен города, посылает сеньора де Бивара с ультиматумом к своей младшей сестре донье Уракке.
Явившись пред очи своей подруги детства, дон Родриго, мучимый внутренними переживаниями, передает донье Уракке претензии ее амбициозного брата…
Прекрасная донна осыпает его упеками. Напоминает о клятве блюсти завещание покойного отца. И завершает речь отказом сдать город, намереваясь сражаться за свои права до конца.
Эта сцена окончательно «добивает» дона Родриго. Он возвращается в лагерь, передает ответ королю. После чего покидает сеньора и уезжает в Бургос.
(Ученые склоняются к версии трогательной любви между де Биваром и доньей Ураккой, либо, как минимум, ее любви к славному идальго, что объясняет такое развитие действий).
Как нам известно, король Санчо был убит во время осады лже-перебещиком…
Не будем пересказывать эту историю.
А дальше случилось вот что.
Бывший Леонский король Альфонсо, следующий по старшинству, наследует трон Кастилии и заодно возвращает себе Леон. Но восстановить справедливость по отношению к своему брату Гарсии и сестре Эльвире он не спешит. Чем показывает свое большее вероломство по сравнению с Санчо.
Тем самым он вызывает и гнев родственников, и Родриго де Бивара.
Кроме того, по стране ползут слухи о том, кому же все-таки была выгодна смерть короля Санчо. А источник их неизвестен.
Обвиненные в вероломстве жители Заморры вместе доньей Ураккой совершенно оправдали себя на божьем суде, выиграв поединок.
Так что с точки зрения закона и общественного мнения – они не виновны.
Под подозрение подпадает Альфонсо.
И вот перед коронацией нового короля дон Родриго де Бивар – альферес Кастильского короля, блюститель престола и передачи власти, при поддержке клира требует от Альфонсо принести клятву на Святом Писании в своей непричастности к убийству.
Король клятву приносит (с него ведь не убудет), но злобу затаивает.
Конфликт усугубливается тем, что у Альфонсо есть свой альферес, в услугах сеньора Родриго он вроде как уже не нуждается.
Естественно, возникает вражда между ним и королевским альфересом графом Гарсией Ордоньесом.
Король пытается умерить пыл Родриго, женив его на своей племяннице и родной сестре графа Овьедо донье Химене Диас. Но все тщетно.
Обстановка осложняется еще и самостоятельными походами де Бивара на союзные королю мавританские тайфа.
Таков клубок взаимоотношений кастильско-леонской знати.
Дон Гарсия, бывший король Галисии, живет в Толедо, у мавров. Донья Эльвира, дважды вероломно обманутая братьями – при королевском дворе.
Донья Уракка правит Заморрой, не питая к новому королю дружеских чувств.
Новый король ведет сложную интригу с маврами и пытается утихомирить буйного вассала.
Леонская знать во главе с графом Гарсией Одоньесом подкапывается под дона Родриго.
А дон Родриго совершает все новые и новые безумства…
взято с http://www.rushut.ru/index.php?id=7...e=945&lpt=1